
День 4 ноября для жителей города и района знаменателен и как день празднования иконы Божьей Матери «Казанская», в честь которой назван православный храм в поселке Тельма. Самый старый по возрасту и единственный из сохранившихся еще с дореволюционных времен на усольской земле. Один из красивейших в областной епархии. А заложен он был на берегу речки Тельминки, на возвышенном месте, 9 июня 1814 года и освящен 20 августа 1816-го. Средства на строительство выделили тельминские купцы, а сооружалась Казанская церковь в честь победы российских войск над армией Наполеона. Почему и получила свое название Казанской иконы Божьей Матери, так как в 1812-м, перед отъездом в армию, в Казанском столичном соборе молился перед чудотворным образом фельдмаршал М. Кутузов. На которого после молебна была возложении Казанская икона. А прежде непобедимый французский император-полководец потерпел свое первое крупное поражение на просторах России. По дошедшим до наших дней данным, руководил строительством Тельминской церкви ссыльный архитектор Иоаким Шорин. А музыкальные часы-куранты на колокольне разработал-смастерил (тоже ссыльный) мастер Климов, чье имя не сохранилось для потомков. Но созданный им механизм многие десятилетия удивлял и радовал жителей и гостей поселка, будучи для этих мест в те годы настоящим чудом. Механические часы исполняли двенадцать музыкальных мелодий. И Шорин, и Климов являлись работниками тельминской фабрики по производству стекла, которой руководил Игнатий Соколовский. Он же был и тем, с чьей подачи началось сооружение церкви.
После революции 1917-го для верующих наступили трудные времена, а в тридцатые годы началось закрытие и разрушение христианских храмов. Тогда же была взорвана-уничтожена Спасская церковь в Усолье и та же участь угрожала Казанской церкви, которую советская власть закрыла в 1937–м. В храме сняли колокола и отправили их на переплавку, а часы-куранты сломали. Однако само здание удалось спасти, так как глава местной администрации (верующий человек) предложил использовать церковь под зернохранилище. К тому же спасли и многие церковные иконы, спрятав их в забитом досками алтаре и присыпав сверху зерном. Уже в 1947-м, в период послевоенного послабления, церковь, наконец-то, обрела свое истинное назначение. Но отношение к священнослужителям и верующим людям в советском обществе было настороженно-недоверчивое, как к «темным» и «невежественным» гражданам. Такой в те годы являлась политика действующей власти. Параллельно шло и восстановление тельминской святыни как храма, осуществлявшееся за счет верующих жителей. А душой этого благого богоугодного дела были священники, служившие в разные годы в Казанской церкви. Одним из которых являлся отец Евгений (Красноперов), что проводил здесь службы с 1952-го по 1964-й. На долю которого выпала трудная судьба, связанная со сталинскими лагерями, где он как заключенный провел пять лет жизни. А настоятелем тельминского храма тогда же служил отец Михаил (Мещеряков), о котором, как и об о. Евгении, у прихожан сохранились самые добрые и светлые воспоминания…
Капитальный ремонт–реставрация церкви состоялся уже при нынешнем настоятеле отце Сергие (Кандыбине). После чего храм иконы Казанской Божьей Матери похорошел-преобразился еще более, звон церковных колоколов слышен далеко по всей округе. Да и сама церковь видна издалека, оставаясь на сегодня главной святыней усольской земли: исторической и христианской. Вот только музыкальные часы-куранты, когда-то изумлявшие своим звучанием окрестности, похоже, уже не восстановить, так как весь сохранившийся механизм за многие десятилетия основательно проржавел. Представляя из себя разве что только музейный экспонат. Олег Сурусин