Новости

Святыня усольской земли

Опубликовано

День 4 ноября для жителей города и района знаменателен и как день празднования иконы Божьей Матери «Казанская», в честь которой назван православный храм в поселке Тельма. Самый старый по возрасту и единственный из сохранившихся еще с дореволюционных времен на усольской земле. Один из красивейших в областной епархии. А заложен он был на берегу речки Тельминки, на возвышенном месте, 9 июня 1814 года и освящен 20 августа 1816-го. Средства на строительство выделили тельминские купцы, а сооружалась Казанская церковь в честь победы российских войск над армией Наполеона. Почему и получила свое название Казанской иконы Божьей Матери, так как в 1812-м, перед отъездом в армию, в Казанском столичном соборе молился перед чудотворным образом фельдмаршал М. Кутузов. На которого после молебна была возложении Казанская икона. А прежде непобедимый французский император-полководец потерпел свое первое крупное поражение на просторах России. По дошедшим до наших дней данным, руководил строительством Тельминской церкви ссыльный архитектор Иоаким Шорин. А музыкальные часы-куранты на колокольне разработал-смастерил (тоже ссыльный) мастер Климов, чье имя не сохранилось для потомков. Но созданный им механизм многие десятилетия удивлял и радовал жителей и гостей поселка, будучи для этих мест в те годы настоящим чудом. Механические часы исполняли двенадцать музыкальных мелодий. И Шорин, и Климов являлись работниками тельминской фабрики по производству стекла, которой руководил Игнатий Соколовский. Он же был и тем, с чьей подачи началось сооружение церкви.

После революции 1917-го для верующих наступили трудные времена, а в тридцатые годы началось закрытие и разрушение христианских храмов. Тогда же была взорвана-уничтожена Спасская церковь в Усолье и та же участь угрожала Казанской церкви, которую советская власть закрыла в 1937–м. В храме сняли колокола и отправили их на переплавку, а часы-куранты сломали. Однако само здание удалось спасти, так как глава местной администрации (верующий человек) предложил использовать церковь под зернохранилище. К тому же спасли и многие церковные иконы, спрятав их в забитом досками алтаре и присыпав сверху зерном. Уже в 1947-м, в период послевоенного послабления, церковь, наконец-то, обрела свое истинное назначение. Но отношение к священнослужителям и верующим людям в советском обществе было настороженно-недоверчивое, как к «темным» и «невежественным» гражданам. Такой в те годы являлась политика действующей власти. Параллельно шло и восстановление тельминской святыни как храма, осуществлявшееся за счет верующих жителей. А душой этого благого богоугодного дела были священники, служившие в разные годы в Казанской церкви. Одним из которых являлся отец Евгений (Красноперов), что проводил здесь службы с 1952-го по 1964-й. На долю которого выпала трудная судьба, связанная со сталинскими лагерями, где он как заключенный провел пять лет жизни. А настоятелем тельминского храма тогда же служил отец Михаил (Мещеряков), о котором, как и об о. Евгении, у прихожан сохранились самые добрые и светлые воспоминания…

Капитальный ремонт–реставрация церкви состоялся уже при нынешнем настоятеле отце Сергие (Кандыбине). После чего храм иконы Казанской Божьей Матери похорошел-преобразился еще более, звон церковных колоколов слышен далеко по всей округе. Да и сама церковь видна издалека, оставаясь на сегодня главной святыней усольской земли: исторической и христианской. Вот только музыкальные часы-куранты, когда-то изумлявшие своим звучанием окрестности, похоже, уже не восстановить, так как весь сохранившийся механизм за многие десятилетия основательно проржавел. Представляя из себя разве что только музейный экспонат. Олег Сурусин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.